Эпоха раннего железа

02.02.2013 38032
В VIII-III вв. до н.э. на территории области обитали сакские племена, занимавшие пространства от Окса (Амударья) на западе до Алтая на востоке. Племена занимались скотоводством и земледелием. Некоторые из них кочевали, другие вели оседлый образ жизни, третьи сочетали в своем укладе и земледелие, и скотоводство. Саки, к тому же, были прекрасными воинами, они создали на территории Казахстана несколько государственных объединений в Жетысу и Приаралье. Одним из наиболее ярких памятников саков является «Золотой человек» – захоронение представителя сакскской элиты, обнаруженный выдающимся казахстанским археологом К.А. Акишевым в могильнике Иссык, в 40 км восточнее Алматы. На территории Южно-Казахстанской области имеется большое количество курганов, относящихся к этому времени. В Шымкенте было случайно обнаружено сакское оружие – бронзовые наконечники стрел. Петроглифы железного века выбиты на скалах в тех же самых урочищах, что и наскальные гравюры эпохи бронзы. Видимо, на протяжении многих столетий эти урочища были местами нахождения святилищ. Встречаются изображения козлов, верблюдов, но появляются и новые, где запечатлены олени, кабаны, медведи, сцены боя верблюдов. В наскальном искусстве получил своеобразное развитие изобразительный канон, распространенный в наскальных гравюрах на огромной территории от Монголии до Дуная. Целый ряд петроглифов отличается высоким художественным мастерством – виртуозностью рисунка, умением свободно передавать позы животных, их характерные особенности. Преемники саков – кангюи в конце I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. сумели создать могущественное государственное объединение с центром на средней Сырдарье. Письменные источники сообщают о Кангюе как о большом государстве, населенном кочевыми и полукочевыми племенами, а также оседлыми жителями городов и селений. Через территорию Кангюя, по Сырдарье, проходили трассы Великого Шелкового пути, а Кангюй имел дипломатические, торговые и культурные отношения с Китаем, государством Усунь, с государствами на территории Средней Азии – с Согдом, Чачем, Хорезмом. На городище Культобе (средняя Арыс) археолог А.Н. Подушкин обнаружил несколько обломков обожженных плит (кирпичей) и одну целую с надписями. Тексты на плите удалось расшифровать английскому востоковеду Н. Сили-Вильямсу. Надписи выполнены по согдийски, скорее всего, в I-II – IV-V вв. или по второй версии, во второй половине XII в., и повествуют о военном походе объединенной армии согдийских владетелей из Чача, Бухары, Самарканда, Киша и Нахшаба в степи, занятые кочевниками и о строительстве там города. Памятники этой очень важной исторической эпохи хорошо изучены археологами. Среди них – поселения и могильники, относящиеся к так называемым каучинской, отрарско-каратауской и джетыасарской культурам в долине Сырдарьи и ее притоков, а также на склонах гор. Поселения располагаются на высоких берегах рек или протоков и имеют мощный культурный слой. Люди, жившие в этих поселениях, занимались богарным и орошаемым земледелием, разводили домашний скот. Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

В VIII-III вв. до н.э. на территории области обитали сакские племена, занимавшие пространства от Окса (Амударья) на западе до Алтая на востоке. Племена занимались скотоводством и земледелием. Некоторые из них кочевали, другие вели оседлый образ жизни, третьи сочетали в своем укладе и земледелие, и скотоводство. Саки, к тому же, были прекрасными воинами, они создали на территории Казахстана несколько государственных объединений в Жетысу и Приаралье. Одним из наиболее ярких памятников саков является «Золотой человек» – захоронение представителя сакскской элиты, обнаруженный выдающимся казахстанским археологом К.А. Акишевым в могильнике Иссык, в 40 км восточнее Алматы. На территории Южно-Казахстанской области имеется большое количество курганов, относящихся к этому времени. В Шымкенте было случайно обнаружено сакское оружие – бронзовые наконечники стрел.

Петроглифы железного века выбиты на скалах в тех же самых урочищах, что и наскальные гравюры эпохи бронзы. Видимо, на протяжении многих столетий эти урочища были местами нахождения святилищ. Встречаются изображения козлов, верблюдов, но появляются и новые, где запечатлены олени, кабаны, медведи, сцены боя верблюдов. В наскальном искусстве получил своеобразное развитие изобразительный канон, распространенный в наскальных гравюрах на огромной территории от Монголии до Дуная. Целый ряд петроглифов отличается высоким художественным мастерством – виртуозностью рисунка, умением свободно передавать позы животных, их характерные особенности.

Преемники саков – кангюи в конце I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. сумели создать могущественное государственное объединение с центром на средней Сырдарье. Письменные источники сообщают о Кангюе как о большом государстве, населенном кочевыми и полукочевыми племенами, а также оседлыми жителями городов и селений.

Через территорию Кангюя, по Сырдарье, проходили трассы Великого Шелкового пути, а Кангюй имел дипломатические, торговые и культурные отношения с Китаем, государством Усунь, с государствами на территории Средней Азии – с Согдом, Чачем, Хорезмом. На городище Культобе (средняя Арыс) археолог А.Н. Подушкин обнаружил несколько обломков обожженных плит (кирпичей) и одну целую с надписями. Тексты на плите удалось расшифровать английскому востоковеду Н. Сили-Вильямсу. Надписи выполнены по согдийски, скорее всего, в I-II – IV-V вв. или по второй версии, во второй половине XII в., и повествуют о военном походе объединенной армии согдийских владетелей из Чача, Бухары, Самарканда, Киша и Нахшаба в степи, занятые кочевниками и о строительстве там города.

Памятники этой очень важной исторической эпохи хорошо изучены археологами. Среди них – поселения и могильники, относящиеся к так называемым каучинской, отрарско-каратауской и джетыасарской культурам в долине Сырдарьи и ее притоков, а также на склонах гор. Поселения располагаются на высоких берегах рек или протоков и имеют мощный культурный слой. Люди, жившие в этих поселениях, занимались богарным и орошаемым земледелием, разводили домашний скот.

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.