Казахская литература за 20 лет

04.12.2012 7008
  Казахская литература за 20 лет   Рожденная волей Октября и гением великих вождей грудящегося человечества, Ленина и Сталина, Казахская Социалистическая республика насчитывает уже двадцать созидательных лет своего существования. Двадцать лет — что только юношеский период в жизни человека. В многовековой истории народов, особенно в истории азиатских народов, за двадцать лет не успевали измениться даже покрой одежды, тавро и тамги родов и их правителей1.   Но последние двадцать лет в жизни казахского народа — небывалая по своему историческому содержанию эпоха.   В малолюдных кочевых степях возникли индустриальные, культурные города; в недрах земли открыты многоцветные благородные металлы; пустыни и горы сближены стальными тулпарами; поля и долины, заселенные колхозниками, покрыты невиданными в этом краю культурами. Каждый год сталинских пятилеток вписывает в историю новые и новые главы о преобразовании жизни народа.   Не только с наукой и техникой породнились казахи, — они обрели и духовную культуру, приобщились к ценностям мира. На родном языке казаха ведут свои мудрые речи основоположники марксизма, великие вожди социалистической революции. В пределы Казахстана желанными и родными вошли Шекспир, Пушкин, Шевченко, Гоголь, Толстой, Горький и многие другие классики мировой и русской литературы.   Песня акына стала выражением народного счастья, голосом благодарных сердец.   Исполнилось двадцать лет обновленной песне — сверстнице и верному спутнику молодой Казахской Советской Социалистической республики!   Чем была в прошлом казахская песня?   Ее питал родник народного творчества. Она вдохновляла классика казахской письменной литературы Абая Кунанбаева, безвестного до революции Джамбула и его сверстников, многих безымянных акынов-жирши далеких поколений. Идею борьбы за лучшую жизнь, сказочную мечту о будущем несли в себе песни народа.   В них отражены также тоска степей, безлюдье холмов, одиночество горных ущелий.   Замкнутые в границах казахских степей, угасали песни в сумерках истории. О закатной поре с болью вещала домбра. В течение полувека в прошлом столетии витал над степями "Зар-Заман" — гнетущая душу "песня скорби". Середина и вся вторая половина XIX столетия отмечены творчеством знаменитых акынов: Шортамбая, Мурата, Шер-Нияза, Досхожи и других. Лейтмотив их песен — неизбывная грусть. Страшно вспомнить творческую судьбу этих благородных сынов народа, судьбу дарований, над колыбелью которых звучала лишь песня скорби. Отрочество и юность их, зрелая пора, умудренная старость испепелены отчаянием. Не рождение, а прощание с жизнью, не солнце, а сумерки, не улыбку, а стон, не рассвет жизни, а холод гибели воспевали в своих песнях акыны той эпохи мрака и безвременья.   Накануне Октября, в памятный шестнадцатый год, вырвался гнев из сердца народа и охватил всю казахскую степь. В этом году гневная песня акынов была гордым знаменем повстанцев.   С Октябрем родилась в степи новая песня, развиваясь в направлении, начертанном Октябрем. До Октября только поэзия сопутствовала истории народа: прозы он почти не знал.   Абай, вершина духовной, интеллектуальной и поэтической культуры казахского народа, принял поэзию от веков и повел ее к вершинам мировой культуры. Пушкин, Лермонтов благодаря любовному, чуткому и бережному посредничеству Абая пришли к нашему народу.   Песня расцвела в годы революции, в годы советизации аула. Пела женщина, освобожденная от позорных оков прошлого, пели, становясь в ряды строителей новой жизни, бывшие батраки, пели старики, пели дети, хлынувшие в школы, пел весь, вчера еще бесправный, народ. И поэзия с первых лет новой эры обрела своих сестер: возникла проза, зарождалась драматургия. Появилось много газет, журналов. На смену единичным рукописям в аулах появились печатные книги. Народились журналистика, публицистика, теория и история литературы.   С первых лет Октября начала формироваться многообразная литература казахского народа. Поэзия во тьме веков часто вверяла свою участь одним забывчивым ладам домбры, да напеву скитальца-певца, да памяти редких старцев, хранителей заветов народной старины. Теперь устная поэзия вышла на широкую дорогу литературы социалистического Казахстана. Двумя потоками шло развитие казахской литературы революционных лет. Первый ее поток — многообразное, мощное творчество акынов, верных и даровитых носителей народных традиций. Второй поток — день ото дня растущее творчество советских писателей и поэтов Казахстана.   Каковы же природа и содержание творчества акынов Казахстана, возглавляемых Джамбулом, аксакалом народной поэзии, за плечами которого стоят почти три четверти века творческой жизни? Великий А.М. Горький смело сравнил поэта Сулеймана Стальского с Гомером. И если имя Гомера является собирательным, обобщенным именем многих поколений народных поэтов, создателей замечательного греческого эпоса, то такими же синтезирующими являются имена ашуга Стальского и акына Джамбула, впитавших в себя творчество своих народов.   У всех народов существовали поэты, создатели мирового эпoca и фольклора, но они прошли в истории безымянными аэдами, рапсодами, боянами, бардами, акынами. Только в наши дни, в ленинско-сталинскую эпоху, носители народного творчества известны миллионам.   Идейные и художественные корни творчества Джамбула и других акынов кроются не только в творчестве их непосредственных предшественников, но уходят гораздо глубже — в сказки и эпос седой древности, в исторические песни, легенды и предания многих народов. В мировом фольклоре прошлого известны две основные струи. Первая выражает неудовлетворенность народа существующим социально-политическим укладом. Таковы шедевры мирового фольклора и эпоса: "Тысяча и одна ночь", "Сказание об Эдипе", "Тристан и Изольда", древнеперсидское сказание о "Зухаке и Жемшиде". В этих произведениях, рожденных в разные эпохи и разными народами, воплощены образы тиранов-угнетателей, причиняющих неисчислимые бедствия целой стране, либо городу, либо безвинным героям, любимым представителям народа.   Другая основная струя мирового фольклора всех времен выражает мечту о будущем, о желанном. Это — золотые сны человечества. Неудовлетворенная своей эпохой фантазия человека уносит его в безвестные края, в неведомые дали времен. В таких творениях народы предстают как великие оптимисты. Совершенно верно подчеркнул эту характерную особенность народного творчества А.М. Горький. Мечты и фантазия уходят в дали будущего не для бесплодных блужданий, — они выражают поиски достойных народа условий существования.   Эти основные направления народного творчества определяют и облик поэзии Джамбула за долгие годы его дооктябрьской деятельности. Созданные Джамбулом эпические песни "Об Утегене", "О Суранши", "О Саурыке", "О Жапаре"2 и другие воспевают героя, о каком мечтал народ в те дни: полулегендарного батыра, заступника обиженных племен и народов, искателя счастья для угнетенных.   Другой жанр в импровизаторском творчестве Джамбула и таких акынов, как Нурпеис3, Доскей4 и других, — "айтыс" излюбленная форма изобличительной поэзии. Джамбул вырос по примуществу на этом жанре.   "Айтыс" — это поэтический поединок. Он своеобразно формирует творческие навыки и дарование акына – по преимуществу импровизатора, автора экспромтов, логически отточенных строф, изощренно-тонких полемических выпадов и неожиданных острот. А так как исход борьбы решают не одно изобилие и красоты степных песен, но, как и во всякой полемике, — гибкость ума и сила логики, то жанр "айтыс" требовал от акынов огромных знаний, осведомленности во всех вопросах, близких народу, зрелых ответов на все явления окружающей действительности. Помимо богатого репертуара, состоящего из разнообразных видов народных творений, акыны обязаны были иметь широкие познания в области истории народов, родов, в области географии, растительного и животного мира и еще во многих других областях. Все, что было известно его народу, его среде, должен был знать и помнить акын — живая энциклопедия всех видов знаний, доступных его времени и его народу. Разве не поэтому и Джамбул не замкнулся в пределах узкой, знакомой ему национальной среды, но стремится в наши дни, следуя лучшей традиции народного творчества, раздвинуть рамки и сферу своей поэтической деятельности: ведь родина его — весь наш великий Союз.   Другая особенность народной поэзии, помогающая нам понять огромный талант акына Джамбула, заключается в том, что творчество народа, без промедления откликаясь на любое значительное событие, не отстает от жизни. В прошлом у всех народов песня сопровождала и бедствия, и войны, и восстания, смерть и рождение, и народные увеселения. Любое из этих событий требовало от акына песни. Быстрая и чуткая реакция, незамедлительный отклик на все факты многосторонней жизни нашего Союза — вот подлинно народное свойство его творчества. Джамбул — самый яркий и даровитый казахский певец нашей социалистической эпохи. Самый вдохновенный, понятный, близкий массам, простой и мудрый непревзойденный певец великого вождя и учителя трудового человечества, тов. Сталина. В образе вождя Джамбул нашел осуществление своей полувековой мечты, полное воплощение многовековой мечты своего народа об идеальном герое-заступнике, о герое, сыне народа, спасшего народы от вечного горя, слез и угнетения. Образ вождя в поэзии Джамбула — это свет, источник жизни, мощной, непобедимой силы и душевного огня. Тов. Сталин является олицетворением той немеркнущей правды, за которую боролись, которой смутно грезили в сновидениях поколения и поколения народов. Поэзия Джамбула всеми корнями своими вросла в народное творчество. Это во многом относится и к другим народным поэтам: к Нурпеису, Доскею, Нурлыбеку5, Нартаю6 и пр. Если раньше творчество акынов, живущих вблизи Джамбула, находилось под явным влиянием его, то сейчас, с выходом в свет новых произведений великого акына, большое и яркое влияние его поэзии сказывается на песнях акынов как старших, так и младших поколений.   Центральной, главенствующей темой творчества акынов стали образы великих заступников народа, принесших ему жизнь и свет. Огромное место в творчестве народных певцов с первых дней революции занимают и песни о Красной Армии, о равноправии и братстве разобщенных ранее народов, о земле и труде колхозников, о машинах и просвещении, об обороне отечества. Немало замечательных песен сложено акынами о героических и мудрых соратниках великого вождя.   Параллельно с расцветом народной поэзии с первых лет революции растет и молодая советская литература Казахстана.   Предшественниками ее были классики казахской литературы XVIII и XIX столетий во главе с Абаем Кунанбаевым и такие писатели и поэты народно-демократического направления, как Султан Махмуд Торайгыров, Донентаев и другие, да и революционная поэзия народных акынов питали своими жизненными соками молодую советскую литературу Казахстана. Но основоположницей ее была коммунистическая партия. Идейно-художественное воспитание советская литература получила у великого пролетарского писателя Горького и русских классиков. У них училась мастерству, знакомясь с творениями Маяковского и других передовых писателей современной русской литературы.   Гражданская война, борьба против остатков капитализма, против буржуазно-националистических элементов, оборона страны, борьба за выполнение сталинских пятилеток — эти исторические этапы нашей страны были в то же время этапами развития и формирования казахской советской литературы.   Союз писателей Казахстана объединяет сейчас около 90 писателей — прозаиков, поэтов, драматургов, историков литературы и критиков. Среди них есть вполне окрепшие, зрелые, культурные мастера, насчитывающие за своими плечами два десятилетия творческой деятельности. К этой группе писателей старшего поколения принадлежат поэт и прозаик Сабит Муканов, прозаик Сабир Шарипов7, драматург и прозаик Габит Мусрепов, поэты-орденоносцы Аскар Токмагамбетов, Абдильда Тажибаев, Таир Жароков, а также поэты Гали Орманов, Сыздыков Жакан, Калмакан Абдукадыров и др.   Эта группа старших писателей и поэтов Казахстана выросла в борьбе с буржуазно-националистической идеологией, с конкретными носителями ее — алашордынцами. Литературе пытались вредить враждебные элементы, старавшиеся ориентировать писателей на заведомо неправильные пути. Все эти враги делали сознательный реакционный упор на самостийное существование казахской литературы, на ее изолированность от общих интернационально-революционных задач советской литературы.   Пафос революционных песен, правдивые реалистические поэмы и прозаические произведения перечисленных выше писателей помогали политическому и культурному росту трудящихся. Поэмы, стихи, рассказы, пьесы этих писателей, написанные на темы нашей действительности, на темы ожесточенной классовой борьбы в ауле и борьбы коммунистической партии и советской власти со всеми врагами революции, помогали партийно-советскому строительству в Казахстане, укрепляли социалистическое государство трудящихся.   В ряды старших писателей влились за последние пять-восемь лет молодые. К ним относятся прозаики Габиден Мустафин, поэты Жумагали Саин, Есмамбетов Али8, Сатыбалдин Капан, Сарсембаев Абу, прозаик и драматург-орденоносец Альжаппар Абишев, прозаик Сланов Габдул9, поэтесса Калауова Зияш10. Нужно присоединить к ним не менее талантливых и культурных молодых драматургов, прозаиков и поэтов, одновременно являющихся критиками и историками литературы (Исмаилов Есмагамбет, Хусаинов Шахмет, Ахинжан Мусатай11, Жумалиев Хажим, Бекхожин Халижан, Габдуллин Малик и др.). И, наконец, следует поговорить о молодых народных акынах Нурлыбеке Баймуратове, Сеядиль Керимбекове, Нартае, Омаре Шипине12 и др. Начали они свою творческую деятельность как импровизаторы, певцы-акыны: слагали перед большой аудиторией песни-экспромты о социалистическом строительстве или о прошлом своего народа. Но, продолжая и по сей день традиции устной поэзии, они не только импровизируют и создают новые поэмы под напев домбры, но и вверяют бумаге и перу свои поэтические строфы. Так написаны большие сюжетно занимательные исторические поэмы: Нурлыбеком Баймуратовым об анненковщине — "Канды Жорык", Омаром Шипиным — об Амангельды, Сеядилем Керимбековым — о событиях 1916 г. ("Бес Мылтык").   Творческими усилиями советских поэтов и писателей Казахстана создано за 20 лет немало значительных художественных полотен. Крупными достижениями в области поэзии являются: "Сулу-шаш", "Ак Аю" ("Белый медведь") — поэмы Муканова Сабита; поэма "Поток" Жарокова, цикл лирических стихотворений Тажибаева, стихи Токмагамбетова и др. В области драматургии — пьеса "Козы Корпеш и Баян Слу" Габита Мусрепова, трагедия "Абай" Соболева и Ауэзова и др. В области прозы — роман Муканова "Загадочное знамя"[1], повесть Мустафина "Смерть и жизнь", рассказы и повести Мусрепова и т. д.   Осваивая наследие классиков мировой литературы и произведения писателей народов Союза, шла своим самостоятельным путем также и уйгурская литература. В ее молодых рядах ведущее место по праву занимает поэт и драматург орденоносец Кадыр Хасанов.   Современная уйгурская литература развивается в тесном творческом общении с советской узбекской и, отчасти, с азербайджанской литературами. Родственная близость уйгурского языка с узбекским обеспечивает уйгурским литераторам плодотворное и органическое освоение лучших образцов классической и современной узбекской литературы.   В состав казахстанского литературного отряда входят такие талантливые писатели, как Иван Шухов13, Гайша Шарипова14 и др. Произведения их отражают прошлую и современную жизнь Казахстана.   Среди русских поэтов Казахстана особого внимания заслуживают орденоносец Павел Кузнецов15 — его переводы творений Джамбула известны всему Союзу — и молодой талантливый поэт Дмитрий Снегин16. В области историко-литературного изучения и критического анализа образцов казахской литературы ведет научную работу доцент Ритман - Фетисов17, закончивший недавно большое исследование о творчестве Джамбула.   Непрерывно обогащается Казахстан и передовой литературой: произведениями мировых и русских классиков, современных писателей братских республик, поэтов, прозаиков и драматургов русской советской литературы.   ЦК коммунистической партии и правительство Казахстана оказывают повседневную помощь казахской литературе. Союз писателей Казахстана имеет самостоятельное издательство художественной литературы, свои периодические литературные журналы на казахском и русском языках. Лучшие произведения казахских писателей изучаются в начальных и средних школах и включены в учебники литературы Казахстана.   Общественное внимание к работе писателей создало большую популярность их именам и произведениям.   Писатели тесно связаны с филиалом Академии наук, с многочисленными вузами. Исмаилов, Жумалиев, Муканов и другие принимают участие в научно-исследовательской работе по теории, истории и критике казахской литературы.   И количеством созданных за двадцать лет произведений, многообразием их, и ростом писательских кадров, казахская революционная литература по справедливости занимает не последнее место среди братских литератур нашего Союза. Однако, признавая бесспорность этих фактов, справедливо задать вопрос: каков же художественно-культурный уровень советской казахской литературы?   Начальный период ее характеризуется преобладанием почти во всех литературных жанрах голой агитки и схематизма в изображении окружающей действительности, отсутствием художественно убедительных образов строителей нового общества. Этими недостатками страдали как мелкие, так и большие поэтические произведения Сабита Муканова.   Те же недостатки присущи и первым литературным опытам поэтов Токмагамбетова, Тажибаева, Жарокова и др.   Но в те годы были еще очень молоды эти писатели. Горячо преданные революции, в литературу они пришли без творческого опыта, без знаний; культурный уровень их был низок; поэтому и творения их в тот период уступали творениям народных акынов. Эти молодые писатели не были знакомы с русскими и европейскими классиками, в те годы они еще не приступали к серьезному изучению основоположников пролетарской литературы: Горького, Маяковского.   Вот почему более зрелые художественные произведения появились только во втором десятилетии существования казахской советской литературы. Особенно плодотворны последние четыре-пять лет. А новейшие произведения поэтов-орденоносцев: Аскара Токмагамбетова, Таира Жарокова, Абдильды Тажибаева и поэта Сабита Муканова говорят не только о большом даровании их авторов, но и о культурной зрелости.   У каждого из этих поэтов есть свой поэтической голос, свое творческое лицо. Поэтическая индивидуальность Аскара Токмагамбетова выражается в его глубокой народности и богатстве его народно-речевого словаря, в доходчивости его острых, художественно отточенных, злободневных стихов. Отдельные стихотворения его и поэма "Сталинский маршрут" пользуются большой популярностью.   Творческая природа яркого и талантливого поэта Таира Жарокова — романтико-героический пафос и поэтическая взволнованность. Описывает ли Жароков природу, рисует ли картины социальной борьбы — стихи его полны глубокого чувства (поэмы "Солнце заговорило", "Поток" и мелкие стихотворения).   Не менее талантлив Абдильда Тажибаев — поэт, работающий в области социальной лирики; произведения его отмечены острой, свежей публицистической мыслью, это подлинный поэт-революционер.   Крупные заслуги перед казахской советской поэзией имеет Сабит Муканов, создатель талантливых поэм "Сулушаш", "Ак Аю" и неутомимый новатор в области поэзии; он впервые ввел в казахское стихосложение поэтические формы Маяковского.   Казахская драматургия за последнее десятилетие добилась очень значительных успехов. Следует выделить историко - романтическую пьесу Габита Мусрепова — "Козы Корпеш и Баян Слу". Автор как бы демонстрирует в ней результаты плодотворного и творческого освоения классиков мировой драматургии Шекспира, Шиллера. По силе высоко-поэтического, образно-богатого языка, по глубокому поэтическому чувству, по широте характеристик персонажей легенды это произведение справедливо считается одним из крупнейших достижений современной казахской драматургии.   Мусрепов в то же время — талантливый и зрелый мастер казахской прозы, имеющий тяготение к жанру новеллы.   В области казахского романа самым удачным опытом нужно признать последний роман Сабита Муканова "Загадочное знамя".   Охват крупных этапов в исторической жизни Казахстана (события 16-го года и периода гражданской войны), занимательно развернутый сюжет и умелое изображение характеров ведущих персонажей — все эти данные говорят о значительных успехах писателя.   К недостаткам романа следует отнести некоторую затянутость отдельных персонажей и местами недостаточно отработанный язык.   Несмотря на то, что за последние годы появилось много и повестей, и романов, художественная проза и критика в Казахстане остаются наименее развитыми видами нашей литературы.   Огромная заинтересованность в развитии казахской советской литературы, проявленная читательской общественностью Казахстана, зафиксирована в 1939 году в особом постановлении ЦК коммунистической партии Казахстана.   В этом постановлении указано на отставание художественной прозы от жизни и, в частности, на отсутствие художественно полноценных романов, на отсутствие больших полотен, отображающих борьбу современных строителей социализма. Указано также на большое отставание критики.   Задачи и пути развития нашей литературы, четко и ясно очерченных в этом постановлении, и по сей день встают как проблема роста, как проблема расцвета казахской литературы.   Слабо развивается критика. Уровень ее еще далеко не высок. Центральная ее задача — постановка творческих проблем, проблем высокого идейно-художественного содержания произведений. Она должна помочь писателям преодолеть схематизм, литературные шаблоны, плоское, серое и однолинейно-поверхностное изображение жизни, поступков и психологии людей. Она должна способствовать повышению художественности, усовершенствованию художественной формы стихов, романов, пьес.   Композиция, язык, образная система произведений в сочетании с высоким идейно-революционным содержанием, глубокое проникновение в изображаемую среду, в жизненные процессы, чувства и мысли людей — все эти вопросы должны привлекать серьезное внимание критики. Именно эти задачи обязана ставить она перед растущей казахской литературой.   Только решая эти задачи в своей творческой практике, казахская литература может выйти из периода начального становления на путь широкой, зрелой культуры и мастерства.   При этом личная культура казахского писателя должна стать необходимым условием воспитания и выращивания писательских кадров.   Исключительно высока и глубоко ответственна эта задача, поставленная перед писательской организацией республики и ее руководством: идейно-художественное воспитание кадров молодой национальной литературы. В осуществление этой задачи Президиум союза советских писателей Казахстана в течение последних лет ведет серьезную систематическую работу среди писателей по повышению общеобразовательного уровня и расширению их идейно-политического кругозора.   Коллективное обсуждение произведений, литературная консультация, ознакомление с классиками мировой и русской литературы и лучшими образцами современной литературы являются, несомненно, настоящей творческой помощью отдельным писателям, особенно молодым.   Глубокое освоение классического наследия казахской литературы тоже стоит в центре внимания нашей организации. Приобщение к этой творческой сокровищнице своего народа, наряду с приобщением к сокровищницам мировой литературы, позволит совершенствовать художественную форму, обогатить лексику и образы, улучшить стиль наших произведений.   Писательская общественность Казахстана со всей ясностью отдает себе отчет в том, что огромная историческая миссия — достойно отразить в литературе великие победы социалистической революции в пределах когда-то обездоленных степей и бесплодных пустынь — далеко не выполнена еще нашими писателями. Писатели Казахстана сознают также и то, что не может быть большой литературы без личной большой культуры писателя, без революционного ленинско-сталинского мировоззрения, без поворота писателя к трудовым будням героических миллионов нашей страны, без творческого освоения лучших художественных традиций мировой литературы.   К знаменательной дате — двадцатилетию своей республики — писатели Казахстана пришли с верой в будущие свои крупные успехи и не на узкой одиночной тропе, а на широком светлом пути большой советской литературы.   Двадцать лет — один миг в прошлых веках — в наше сталинское время явились огромным и богатейшим периодом в жизни нашей страны, периодом, ни с чем не соизмеримым по его революционно-историческому содержанию. И небывалый, многосторонний рост нашей общественности, нашей родины требует такого же мощного роста нашей литературы.   Казахская литература на своем участке призвана творчески ответственно решать те глубокие проблемы, какие ставят сейчас перед всеми писателями Союза ЦК ВКП(б) и лично товарищ Сталин.   Пусть будут отданы на решение этих исторических задач наши лучшие порывы, все наше уменье, все наши силы! Мухтар Ауезов   [1] На русском языке выходит под названием «Ботагоз». – Прим. ред.   

 

Казахская литература за 20 лет

 

Рожденная волей Октября и гением великих вождей грудящегося человечества, Ленина и Сталина, Казахская Социалистическая республика насчитывает уже двадцать созидательных лет своего существования. Двадцать лет — что только юношеский период в жизни человека. В многовековой истории народов, особенно в истории азиатских народов, за двадцать лет не успевали измениться даже покрой одежды, тавро и тамги родов и их правителей1.

 

Но последние двадцать лет в жизни казахского народа — небывалая по своему историческому содержанию эпоха.

 

В малолюдных кочевых степях возникли индустриальные, культурные города; в недрах земли открыты многоцветные благородные металлы; пустыни и горы сближены стальными тулпарами; поля и долины, заселенные колхозниками, покрыты невиданными в этом краю культурами. Каждый год сталинских пятилеток вписывает в историю новые и новые главы о преобразовании жизни народа.

 

Не только с наукой и техникой породнились казахи, — они обрели и духовную культуру, приобщились к ценностям мира. На родном языке казаха ведут свои мудрые речи основоположники марксизма, великие вожди социалистической революции. В пределы Казахстана желанными и родными вошли Шекспир, Пушкин, Шевченко, Гоголь, Толстой, Горький и многие другие классики мировой и русской литературы.

 

Песня акына стала выражением народного счастья, голосом благодарных сердец.

 

Исполнилось двадцать лет обновленной песне — сверстнице и верному спутнику молодой Казахской Советской Социалистической республики!

 

Чем была в прошлом казахская песня?

 

Ее питал родник народного творчества. Она вдохновляла классика казахской письменной литературы Абая Кунанбаева, безвестного до революции Джамбула и его сверстников, многих безымянных акынов-жирши далеких поколений. Идею борьбы за лучшую жизнь, сказочную мечту о будущем несли в себе песни народа.

 

В них отражены также тоска степей, безлюдье холмов, одиночество горных ущелий.

 

Замкнутые в границах казахских степей, угасали песни в сумерках истории. О закатной поре с болью вещала домбра. В течение полувека в прошлом столетии витал над степями "Зар-Заман" — гнетущая душу "песня скорби". Середина и вся вторая половина XIX столетия отмечены творчеством знаменитых акынов: Шортамбая, Мурата, Шер-Нияза, Досхожи и других. Лейтмотив их песен — неизбывная грусть. Страшно вспомнить творческую судьбу этих благородных сынов народа, судьбу дарований, над колыбелью которых звучала лишь песня скорби. Отрочество и юность их, зрелая пора, умудренная старость испепелены отчаянием. Не рождение, а прощание с жизнью, не солнце, а сумерки, не улыбку, а стон, не рассвет жизни, а холод гибели воспевали в своих песнях акыны той эпохи мрака и безвременья.

 

Накануне Октября, в памятный шестнадцатый год, вырвался гнев из сердца народа и охватил всю казахскую степь. В этом году гневная песня акынов была гордым знаменем повстанцев.

 

С Октябрем родилась в степи новая песня, развиваясь в направлении, начертанном Октябрем. До Октября только поэзия сопутствовала истории народа: прозы он почти не знал.

 

Абай, вершина духовной, интеллектуальной и поэтической культуры казахского народа, принял поэзию от веков и повел ее к вершинам мировой культуры. Пушкин, Лермонтов благодаря любовному, чуткому и бережному посредничеству Абая пришли к нашему народу.

 

Песня расцвела в годы революции, в годы советизации аула. Пела женщина, освобожденная от позорных оков прошлого, пели, становясь в ряды строителей новой жизни, бывшие батраки, пели старики, пели дети, хлынувшие в школы, пел весь, вчера еще бесправный, народ. И поэзия с первых лет новой эры обрела своих сестер: возникла проза, зарождалась драматургия. Появилось много газет, журналов. На смену единичным рукописям в аулах появились печатные книги. Народились журналистика, публицистика, теория и история литературы.

 

С первых лет Октября начала формироваться многообразная литература казахского народа. Поэзия во тьме веков часто вверяла свою участь одним забывчивым ладам домбры, да напеву скитальца-певца, да памяти редких старцев, хранителей заветов народной старины. Теперь устная поэзия вышла на широкую дорогу литературы социалистического Казахстана. Двумя потоками шло развитие казахской литературы революционных лет. Первый ее поток — многообразное, мощное творчество акынов, верных и даровитых носителей народных традиций. Второй поток — день ото дня растущее творчество советских писателей и поэтов Казахстана.

 

Каковы же природа и содержание творчества акынов Казахстана, возглавляемых Джамбулом, аксакалом народной поэзии, за плечами которого стоят почти три четверти века творческой жизни? Великий А.М. Горький смело сравнил поэта Сулеймана Стальского с Гомером. И если имя Гомера является собирательным, обобщенным именем многих поколений народных поэтов, создателей замечательного греческого эпоса, то такими же синтезирующими являются имена ашуга Стальского и акына Джамбула, впитавших в себя творчество своих народов.

 

У всех народов существовали поэты, создатели мирового эпoca и фольклора, но они прошли в истории безымянными аэдами, рапсодами, боянами, бардами, акынами. Только в наши дни, в ленинско-сталинскую эпоху, носители народного творчества известны миллионам.

 

Идейные и художественные корни творчества Джамбула и других акынов кроются не только в творчестве их непосредственных предшественников, но уходят гораздо глубже — в сказки и эпос седой древности, в исторические песни, легенды и предания многих народов. В мировом фольклоре прошлого известны две основные струи. Первая выражает неудовлетворенность народа существующим социально-политическим укладом. Таковы шедевры мирового фольклора и эпоса: "Тысяча и одна ночь", "Сказание об Эдипе", "Тристан и Изольда", древнеперсидское сказание о "Зухаке и Жемшиде". В этих произведениях, рожденных в разные эпохи и разными народами, воплощены образы тиранов-угнетателей, причиняющих неисчислимые бедствия целой стране, либо городу, либо безвинным героям, любимым представителям народа.

 

Другая основная струя мирового фольклора всех времен выражает мечту о будущем, о желанном. Это — золотые сны человечества. Неудовлетворенная своей эпохой фантазия человека уносит его в безвестные края, в неведомые дали времен. В таких творениях народы предстают как великие оптимисты. Совершенно верно подчеркнул эту характерную особенность народного творчества А.М. Горький. Мечты и фантазия уходят в дали будущего не для бесплодных блужданий, — они выражают поиски достойных народа условий существования.

 

Эти основные направления народного творчества определяют и облик поэзии Джамбула за долгие годы его дооктябрьской деятельности. Созданные Джамбулом эпические песни "Об Утегене", "О Суранши", "О Саурыке", "О Жапаре"2 и другие воспевают героя, о каком мечтал народ в те дни: полулегендарного батыра, заступника обиженных племен и народов, искателя счастья для угнетенных.

 

Другой жанр в импровизаторском творчестве Джамбула и таких акынов, как Нурпеис3, Доскей4 и других, — "айтыс" излюбленная форма изобличительной поэзии. Джамбул вырос по примуществу на этом жанре.

 

"Айтыс" — это поэтический поединок. Он своеобразно формирует творческие навыки и дарование акына – по преимуществу импровизатора, автора экспромтов, логически отточенных строф, изощренно-тонких полемических выпадов и неожиданных острот. А так как исход борьбы решают не одно изобилие и красоты степных песен, но, как и во всякой полемике, — гибкость ума и сила логики, то жанр "айтыс" требовал от акынов огромных знаний, осведомленности во всех вопросах, близких народу, зрелых ответов на все явления окружающей действительности. Помимо богатого репертуара, состоящего из разнообразных видов народных творений, акыны обязаны были иметь широкие познания в области истории народов, родов, в области географии, растительного и животного мира и еще во многих других областях. Все, что было известно его народу, его среде, должен был знать и помнить акын — живая энциклопедия всех видов знаний, доступных его времени и его народу. Разве не поэтому и Джамбул не замкнулся в пределах узкой, знакомой ему национальной среды, но стремится в наши дни, следуя лучшей традиции народного творчества, раздвинуть рамки и сферу своей поэтической деятельности: ведь родина его — весь наш великий Союз.

 

Другая особенность народной поэзии, помогающая нам понять огромный талант акына Джамбула, заключается в том, что творчество народа, без промедления откликаясь на любое значительное событие, не отстает от жизни. В прошлом у всех народов песня сопровождала и бедствия, и войны, и восстания, смерть и рождение, и народные увеселения. Любое из этих событий требовало от акына песни. Быстрая и чуткая реакция, незамедлительный отклик на все факты многосторонней жизни нашего Союза — вот подлинно народное свойство его творчества. Джамбул — самый яркий и даровитый казахский певец нашей социалистической эпохи. Самый вдохновенный, понятный, близкий массам, простой и мудрый непревзойденный певец великого вождя и учителя трудового человечества, тов. Сталина. В образе вождя Джамбул нашел осуществление своей полувековой мечты, полное воплощение многовековой мечты своего народа об идеальном герое-заступнике, о герое, сыне народа, спасшего народы от вечного горя, слез и угнетения. Образ вождя в поэзии Джамбула — это свет, источник жизни, мощной, непобедимой силы и душевного огня. Тов. Сталин является олицетворением той немеркнущей правды, за которую боролись, которой смутно грезили в сновидениях поколения и поколения народов. Поэзия Джамбула всеми корнями своими вросла в народное творчество. Это во многом относится и к другим народным поэтам: к Нурпеису, Доскею, Нурлыбеку5, Нартаю6 и пр. Если раньше творчество акынов, живущих вблизи Джамбула, находилось под явным влиянием его, то сейчас, с выходом в свет новых произведений великого акына, большое и яркое влияние его поэзии сказывается на песнях акынов как старших, так и младших поколений.

 

Центральной, главенствующей темой творчества акынов стали образы великих заступников народа, принесших ему жизнь и свет. Огромное место в творчестве народных певцов с первых дней революции занимают и песни о Красной Армии, о равноправии и братстве разобщенных ранее народов, о земле и труде колхозников, о машинах и просвещении, об обороне отечества. Немало замечательных песен сложено акынами о героических и мудрых соратниках великого вождя.

 

Параллельно с расцветом народной поэзии с первых лет революции растет и молодая советская литература Казахстана.

 

Предшественниками ее были классики казахской литературы XVIII и XIX столетий во главе с Абаем Кунанбаевым и такие писатели и поэты народно-демократического направления, как Султан Махмуд Торайгыров, Донентаев и другие, да и революционная поэзия народных акынов питали своими жизненными соками молодую советскую литературу Казахстана. Но основоположницей ее была коммунистическая партия. Идейно-художественное воспитание советская литература получила у великого пролетарского писателя Горького и русских классиков. У них училась мастерству, знакомясь с творениями Маяковского и других передовых писателей современной русской литературы.

 

Гражданская война, борьба против остатков капитализма, против буржуазно-националистических элементов, оборона страны, борьба за выполнение сталинских пятилеток — эти исторические этапы нашей страны были в то же время этапами развития и формирования казахской советской литературы.

 

Союз писателей Казахстана объединяет сейчас около 90 писателей — прозаиков, поэтов, драматургов, историков литературы и критиков. Среди них есть вполне окрепшие, зрелые, культурные мастера, насчитывающие за своими плечами два десятилетия творческой деятельности. К этой группе писателей старшего поколения принадлежат поэт и прозаик Сабит Муканов, прозаик Сабир Шарипов7, драматург и прозаик Габит Мусрепов, поэты-орденоносцы Аскар Токмагамбетов, Абдильда Тажибаев, Таир Жароков, а также поэты Гали Орманов, Сыздыков Жакан, Калмакан Абдукадыров и др.

 

Эта группа старших писателей и поэтов Казахстана выросла в борьбе с буржуазно-националистической идеологией, с конкретными носителями ее — алашордынцами. Литературе пытались вредить враждебные элементы, старавшиеся ориентировать писателей на заведомо неправильные пути. Все эти враги делали сознательный реакционный упор на самостийное существование казахской литературы, на ее изолированность от общих интернационально-революционных задач советской литературы.

 

Пафос революционных песен, правдивые реалистические поэмы и прозаические произведения перечисленных выше писателей помогали политическому и культурному росту трудящихся. Поэмы, стихи, рассказы, пьесы этих писателей, написанные на темы нашей действительности, на темы ожесточенной классовой борьбы в ауле и борьбы коммунистической партии и советской власти со всеми врагами революции, помогали партийно-советскому строительству в Казахстане, укрепляли социалистическое государство трудящихся.

 

В ряды старших писателей влились за последние пять-восемь лет молодые. К ним относятся прозаики Габиден Мустафин, поэты Жумагали Саин, Есмамбетов Али8, Сатыбалдин Капан, Сарсембаев Абу, прозаик и драматург-орденоносец Альжаппар Абишев, прозаик Сланов Габдул9, поэтесса Калауова Зияш10. Нужно присоединить к ним не менее талантливых и культурных молодых драматургов, прозаиков и поэтов, одновременно являющихся критиками и историками литературы (Исмаилов Есмагамбет, Хусаинов Шахмет, Ахинжан Мусатай11, Жумалиев Хажим, Бекхожин Халижан, Габдуллин Малик и др.). И, наконец, следует поговорить о молодых народных акынах Нурлыбеке Баймуратове, Сеядиль Керимбекове, Нартае, Омаре Шипине12 и др. Начали они свою творческую деятельность как импровизаторы, певцы-акыны: слагали перед большой аудиторией песни-экспромты о социалистическом строительстве или о прошлом своего народа. Но, продолжая и по сей день традиции устной поэзии, они не только импровизируют и создают новые поэмы под напев домбры, но и вверяют бумаге и перу свои поэтические строфы. Так написаны большие сюжетно занимательные исторические поэмы: Нурлыбеком Баймуратовым об анненковщине — "Канды Жорык", Омаром Шипиным — об Амангельды, Сеядилем Керимбековым — о событиях 1916 г. ("Бес Мылтык").

 

Творческими усилиями советских поэтов и писателей Казахстана создано за 20 лет немало значительных художественных полотен. Крупными достижениями в области поэзии являются: "Сулу-шаш", "Ак Аю" ("Белый медведь") — поэмы Муканова Сабита; поэма "Поток" Жарокова, цикл лирических стихотворений Тажибаева, стихи Токмагамбетова и др. В области драматургии — пьеса "Козы Корпеш и Баян Слу" Габита Мусрепова, трагедия "Абай" Соболева и Ауэзова и др. В области прозы — роман Муканова "Загадочное знамя"[1], повесть Мустафина "Смерть и жизнь", рассказы и повести Мусрепова и т. д.

 

Осваивая наследие классиков мировой литературы и произведения писателей народов Союза, шла своим самостоятельным путем также и уйгурская литература. В ее молодых рядах ведущее место по праву занимает поэт и драматург орденоносец Кадыр Хасанов.

 

Современная уйгурская литература развивается в тесном творческом общении с советской узбекской и, отчасти, с азербайджанской литературами. Родственная близость уйгурского языка с узбекским обеспечивает уйгурским литераторам плодотворное и органическое освоение лучших образцов классической и современной узбекской литературы.

 

В состав казахстанского литературного отряда входят такие талантливые писатели, как Иван Шухов13, Гайша Шарипова14 и др. Произведения их отражают прошлую и современную жизнь Казахстана.

 

Среди русских поэтов Казахстана особого внимания заслуживают орденоносец Павел Кузнецов15 — его переводы творений Джамбула известны всему Союзу — и молодой талантливый поэт Дмитрий Снегин16. В области историко-литературного изучения и критического анализа образцов казахской литературы ведет научную работу доцент Ритман - Фетисов17, закончивший недавно большое исследование о творчестве Джамбула.

 

Непрерывно обогащается Казахстан и передовой литературой: произведениями мировых и русских классиков, современных писателей братских республик, поэтов, прозаиков и драматургов русской советской литературы.

 

ЦК коммунистической партии и правительство Казахстана оказывают повседневную помощь казахской литературе. Союз писателей Казахстана имеет самостоятельное издательство художественной литературы, свои периодические литературные журналы на казахском и русском языках. Лучшие произведения казахских писателей изучаются в начальных и средних школах и включены в учебники литературы Казахстана.

 

Общественное внимание к работе писателей создало большую популярность их именам и произведениям.

 

Писатели тесно связаны с филиалом Академии наук, с многочисленными вузами. Исмаилов, Жумалиев, Муканов и другие принимают участие в научно-исследовательской работе по теории, истории и критике казахской литературы.

 

И количеством созданных за двадцать лет произведений, многообразием их, и ростом писательских кадров, казахская революционная литература по справедливости занимает не последнее место среди братских литератур нашего Союза. Однако, признавая бесспорность этих фактов, справедливо задать вопрос: каков же художественно-культурный уровень советской казахской литературы?

 

Начальный период ее характеризуется преобладанием почти во всех литературных жанрах голой агитки и схематизма в изображении окружающей действительности, отсутствием художественно убедительных образов строителей нового общества. Этими недостатками страдали как мелкие, так и большие поэтические произведения Сабита Муканова.

 

Те же недостатки присущи и первым литературным опытам поэтов Токмагамбетова, Тажибаева, Жарокова и др.

 

Но в те годы были еще очень молоды эти писатели. Горячо преданные революции, в литературу они пришли без творческого опыта, без знаний; культурный уровень их был низок; поэтому и творения их в тот период уступали творениям народных акынов. Эти молодые писатели не были знакомы с русскими и европейскими классиками, в те годы они еще не приступали к серьезному изучению основоположников пролетарской литературы: Горького, Маяковского.

 

Вот почему более зрелые художественные произведения появились только во втором десятилетии существования казахской советской литературы. Особенно плодотворны последние четыре-пять лет. А новейшие произведения поэтов-орденоносцев: Аскара Токмагамбетова, Таира Жарокова, Абдильды Тажибаева и поэта Сабита Муканова говорят не только о большом даровании их авторов, но и о культурной зрелости.

 

У каждого из этих поэтов есть свой поэтической голос, свое творческое лицо. Поэтическая индивидуальность Аскара Токмагамбетова выражается в его глубокой народности и богатстве его народно-речевого словаря, в доходчивости его острых, художественно отточенных, злободневных стихов. Отдельные стихотворения его и поэма "Сталинский маршрут" пользуются большой популярностью.

 

Творческая природа яркого и талантливого поэта Таира Жарокова — романтико-героический пафос и поэтическая взволнованность. Описывает ли Жароков природу, рисует ли картины социальной борьбы — стихи его полны глубокого чувства (поэмы "Солнце заговорило", "Поток" и мелкие стихотворения).

 

Не менее талантлив Абдильда Тажибаев — поэт, работающий в области социальной лирики; произведения его отмечены острой, свежей публицистической мыслью, это подлинный поэт-революционер.

 

Крупные заслуги перед казахской советской поэзией имеет Сабит Муканов, создатель талантливых поэм "Сулушаш", "Ак Аю" и неутомимый новатор в области поэзии; он впервые ввел в казахское стихосложение поэтические формы Маяковского.

 

Казахская драматургия за последнее десятилетие добилась очень значительных успехов. Следует выделить историко - романтическую пьесу Габита Мусрепова — "Козы Корпеш и Баян Слу". Автор как бы демонстрирует в ней результаты плодотворного и творческого освоения классиков мировой драматургии Шекспира, Шиллера. По силе высоко-поэтического, образно-богатого языка, по глубокому поэтическому чувству, по широте характеристик персонажей легенды это произведение справедливо считается одним из крупнейших достижений современной казахской драматургии.

 

Мусрепов в то же время — талантливый и зрелый мастер казахской прозы, имеющий тяготение к жанру новеллы.

 

В области казахского романа самым удачным опытом нужно признать последний роман Сабита Муканова "Загадочное знамя".

 

Охват крупных этапов в исторической жизни Казахстана (события 16-го года и периода гражданской войны), занимательно развернутый сюжет и умелое изображение характеров ведущих персонажей — все эти данные говорят о значительных успехах писателя.

 

К недостаткам романа следует отнести некоторую затянутость отдельных персонажей и местами недостаточно отработанный язык.

 

Несмотря на то, что за последние годы появилось много и повестей, и романов, художественная проза и критика в Казахстане остаются наименее развитыми видами нашей литературы.

 

Огромная заинтересованность в развитии казахской советской литературы, проявленная читательской общественностью Казахстана, зафиксирована в 1939 году в особом постановлении ЦК коммунистической партии Казахстана.

 

В этом постановлении указано на отставание художественной прозы от жизни и, в частности, на отсутствие художественно полноценных романов, на отсутствие больших полотен, отображающих борьбу современных строителей социализма. Указано также на большое отставание критики.

 

Задачи и пути развития нашей литературы, четко и ясно очерченных в этом постановлении, и по сей день встают как проблема роста, как проблема расцвета казахской литературы.

 

Слабо развивается критика. Уровень ее еще далеко не высок. Центральная ее задача — постановка творческих проблем, проблем высокого идейно-художественного содержания произведений. Она должна помочь писателям преодолеть схематизм, литературные шаблоны, плоское, серое и однолинейно-поверхностное изображение жизни, поступков и психологии людей. Она должна способствовать повышению художественности, усовершенствованию художественной формы стихов, романов, пьес.

 

Композиция, язык, образная система произведений в сочетании с высоким идейно-революционным содержанием, глубокое проникновение в изображаемую среду, в жизненные процессы, чувства и мысли людей — все эти вопросы должны привлекать серьезное внимание критики. Именно эти задачи обязана ставить она перед растущей казахской литературой.

 

Только решая эти задачи в своей творческой практике, казахская литература может выйти из периода начального становления на путь широкой, зрелой культуры и мастерства.

 

При этом личная культура казахского писателя должна стать необходимым условием воспитания и выращивания писательских кадров.

 

Исключительно высока и глубоко ответственна эта задача, поставленная перед писательской организацией республики и ее руководством: идейно-художественное воспитание кадров молодой национальной литературы. В осуществление этой задачи Президиум союза советских писателей Казахстана в течение последних лет ведет серьезную систематическую работу среди писателей по повышению общеобразовательного уровня и расширению их идейно-политического кругозора.

 

Коллективное обсуждение произведений, литературная консультация, ознакомление с классиками мировой и русской литературы и лучшими образцами современной литературы являются, несомненно, настоящей творческой помощью отдельным писателям, особенно молодым.

 

Глубокое освоение классического наследия казахской литературы тоже стоит в центре внимания нашей организации. Приобщение к этой творческой сокровищнице своего народа, наряду с приобщением к сокровищницам мировой литературы, позволит совершенствовать художественную форму, обогатить лексику и образы, улучшить стиль наших произведений.

 

Писательская общественность Казахстана со всей ясностью отдает себе отчет в том, что огромная историческая миссия — достойно отразить в литературе великие победы социалистической революции в пределах когда-то обездоленных степей и бесплодных пустынь — далеко не выполнена еще нашими писателями. Писатели Казахстана сознают также и то, что не может быть большой литературы без личной большой культуры писателя, без революционного ленинско-сталинского мировоззрения, без поворота писателя к трудовым будням героических миллионов нашей страны, без творческого освоения лучших художественных традиций мировой литературы.

 

К знаменательной дате — двадцатилетию своей республики — писатели Казахстана пришли с верой в будущие свои крупные успехи и не на узкой одиночной тропе, а на широком светлом пути большой советской литературы.

 

Двадцать лет — один миг в прошлых веках — в наше сталинское время явились огромным и богатейшим периодом в жизни нашей страны, периодом, ни с чем не соизмеримым по его революционно-историческому содержанию. И небывалый, многосторонний рост нашей общественности, нашей родины требует такого же мощного роста нашей литературы.

 

Казахская литература на своем участке призвана творчески ответственно решать те глубокие проблемы, какие ставят сейчас перед всеми писателями Союза ЦК ВКП(б) и лично товарищ Сталин.

 

Пусть будут отданы на решение этих исторических задач наши лучшие порывы, все наше уменье, все наши силы!

Мухтар Ауезов

 



[1] На русском языке выходит под названием «Ботагоз». – Прим. ред. 

 

Ұқсас материалдар