Рабочая профессия для всех – это реальность?

13.11.2017

В Челябинске, на Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, главной темой стало обсуждение развития человеческого капитала.

Вопрос этот, особенно в отношении трудовых ресурсов, для обеих стран актуальный – на рынке труда прослеживается явный дисбаланс. Предприятиям нужно большое число специалистов рабочих и управленческих профессий. В то же время кадры либо стремятся в другие специальности – юридические и финансовые, либо выходят из вузов с недостаточным запасом знаний. И обоих случаях бизнесу приходится заботиться о дополнительном обучении специалистов «под себя».

Так на форуме описал эту проблему заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

«Анализируя ситуацию на рынке труда, мы видим следующие основные проблемы, которые наверняка являются актуальными и для России. Это – дисбаланс на рынке труда, причем как количественный, так и качественный. Рынок отмечает проблему дипломированной безработицы. Работодатели неустанно заявляют о несоответствии программ обучения и их реальных потребностей. То есть, в большинстве своем, знания, предоставляемые системой образования, нефункциональны. Все это приводит к тому, что каждый этап развития специалиста не дает достаточную добавленную стоимость», - заметил Эльдар Жумагазиев.

На сегодня в Казахстане каждый год 354 тысяч выпускников оканчивают школу. При этом 21 тысяча из них после получения среднего образования не поступают ни в средне-специальные, ни в высшие учебные заведения. Из-за отсутствия квалификации и каких-либо профессиональных компетенций зачастую они находят занятость с минимальной заработной платой.

Образование – рынку

И в этой связи представитель нацпалаты выразил уверенность, что государству следует передать часть функций в области образования частному сектору.

«В вопросах школьного образования важны такие элементы, как система профессиональной диагностики и ориентации. В целях повышения эффективности системы образования считаем необходимым передачу бизнесу в доверительное управление школ, а также «аутсорсинг» некоторых функций министерства образования и науки», - сказал заместитель председателя правления НПП.

Мировая практика, по словам Жумагазиева, показывает, что контингент школьников можно условно поделить на несколько условных групп. 15 процентов составляют будущие предприниматели и руководители, шесть процентов – будущие представители науки и искусства, а оставшиеся 79 процентов – потенциальные наемные работники. Тот самый «рабочий класс», нужны рынку.

«На наш взгляд, крайне важно к школьному образованию подходить с точки зрения рационального использования человеческого капитала. Начиная со среднего звена, нужно «продиагностировать» детей и подсказывать им, в каком направлении развиваться и какие компетенции лучше нарабатывать. Таким образом, в процессе обучения у ребенка будет формироваться персональный план развития, и выбор профессии он совершит осознанно», - считает Эльдар Жумагазиев.

А этом плане в палате предпринимателей считают важным развивать у молодежи, помимо прочего, предпринимательские навыки со школьной скамьи.

«В целях раннего раскрытия предпринимательского таланта нами было инициировано включение в школьную программу предмета «Основы предпринимательства и бизнеса». Министерством образования и науки это предложение было поддержано. Во всех общеобразовательных школах предмет будет доступен в сентябре 2018 года», - подчеркнул Жумагазиев.

Учебник и учебно-методический комплекс по этому предмету уже пишут. До конца года проект пособий планируют апробировать в пилотных общеобразовательных школах. К написанию учебника, по словам представителя НПП, привлечены более 50 экспертов и предпринимателей.

Кузница кадров для экономики

В целом школьная подготовка важна по той причине, что именно после выпуска из нее молодые казахстанцы делают выбор своего жизненного пути. Пойти в армию или продолжить обучение? Если последнее, то идти в колледж или в вуз?

Сделать этот выбор сложно. Государство здесь с недавнего времени делает упор именно на колледжи. В средне-специальных заведениях  готовят специалистов по так называемой «рабочей группе специальностей». Сварщики и электрики, строители, механики и металлурги – в колледжах готовят тот слой кадров, который «создает» реальный сектор экономики.

К слову, всего сейчас по Казахстану работают 817 колледжей. Из них 473 являются государственными, 344 – частными. По государственному образовательному заказу в них в 2017 году приняты 100 815 человек. По сравнению с прошлым – 2016-м – учебным годом объем госзаказа в этой сфере вырос на 24,8 тысячи мест.

Важным элементом подготовки умелых специалистов в ссузах остается дуальное обучение. То есть когда параллельно с получением теоритических знаний учащийся получает практические навыки.

«Необходимо отметить, что в развитии дуального обучения до сих пор внимание уделялось только колледжам. Эту парадигму нужно менять, и фокус должен сместиться в сторону работодателя», - считает Эльдар Жумагазиев.

Для этого 1 июля 2017 года в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства внесли изменения – теперь в краткосрочном обучении студентов могут принимать участие учебные центры при работодателях. Их будут вносить в специальных реестр «Атамекена». Уже сейчас в этот перечень входят 77 учебных центров. Заключены договоры на проведение практики 3 104  человек, завершили ее 465 учащихся.

Бесплатно и для всех

30 ноября 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании народа обозначил необходимость старта проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

«Государство обязуется дать первичную профессию всем. Правительству поручаю приступить к его (проекту) реализации», - отметил Глава государства.

По его словам, проект направлен, в первую очередь, на тех молодых людей, которые окончили школу и остались не у дел. Так они смогут получить первую рабочую специальность.

Конечно, интерес населения к проекту оказался шире: в нем участвую и безработные, и «промахнувшиеся» с выбором первой специальности при обучении.

К слову, началось техническое и профессиональное образование (ТиПО) «для всех» без задержек – в 2017 году. В текущем году запланировано обучение 71 тысячи человек. На сегодня на краткосрочные курсы направлена 61 тысяча человек.

На заседании правительства 7 ноября министр образования и науки Ерлан Сагадиев рассказал о процессе обучения и том, какие изменения были сделаны ведомством в этой сфере.

Как стало известно, пересмотрены 130 типовых учебных планов и программ, которые дают возможность выпускникам получить «до трех рабочих квалификаций и квалификацию «специалиста среднего звена».

В учебных планах оптимизирован процесс обучения за счет исключения дублирующих предметов, сокращения сроков обучения, изменения содержания программ до половины по требованию работодателей. До конца текущего года будет завершена актуализация еще 32 типовых учебных планов и программ.

На сегодня в учебный процесс 125 учебных заведений ТиПО внедрены 45 модульных образовательных программ, разработанных на основе лучших мировых практик. В текущем году с учетом предложений работодателей был пересмотрен Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального образования.

Также разработаны модульные программы по повышению квалификации педагогических кадров системы ТиПО. В 2017 году по этим программам прошли повышение квалификации 5 200 человек, в том числе 300 руководителей колледжей.

В целом до 2021 года бесплатную квалификацию в ТиПО получат более 720 тысяч граждан.

Как сообщают в минобразования, по краткосрочному профессиональному обучению рабочую квалификацию смогут получить безработные, независимо от регистрации в центрах занятости населения, самостоятельно занятые и молодежь в возрасте до 29 лет.

По всем вопросам желающие могут обратиться в организации образования, региональные палаты предпринимателей, акиматы городов и сельских округов. Список нужных документов минимальный – копия удостоверения личности, документы об образовании, справка о состоянии здоровья и, если требуется, справка с подтверждением социального статуса.

К массовому предпринимательству в Казахстане

Тогда же, 7 ноября, министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова рассказала, в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства предусмотрены подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием и краткосрочное профессиональное обучение за счет республиканского бюджета. Участников программы обеспечивают стипендией, одноразовым горячим питанием и проездом.

Во всех регионах страны в 402 колледжах краткосрочным обучением охвачены более 60 тысяч человек. На сегодня обучение уже прошли более 21 тысячи.

«В целом до 2021 года предстоит обучить по программе 500 тысяч человек», - сообщила Дуйсенова.

Профессии будущего уже сегодня

Уже после заседания правительства вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о том, как в ведомстве изменили классификатор профессий технического и профессионального образования. Связаны изменения, в первую очередь, с экономическими преобразованиями в Казахстане и мире.

Так, в текущем году с учетом предложений работодателей в классификатор специальностей включили 28 новых специальностей и 130 квалификаций. К примеру, перечень пополнился специфическими специальностями, связанными с «третьей промышленной революцией», роботизацией и автоматизацией. В их числе, например, промышленный электронщик.

«Мы не просто создавали новую специальность, но и прописывали для нее соответствующие программу, план, разрабатывали учебники и учебные пособия, обучили порядка пяти тысяч педагогов. Я могу с уверенность сказать, что всю эту работу мы провели полностью», - отметил вице-министр.

Также Аймагамбетов рассказал и о пилотном проекте по применению мобильных учебных центров для обучения лиц из отдаленных населенных пунктов.

Эти центры организованы в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Девять мобильных центров работают в пяти регионах Казахстана – в пилотном режиме. В Актюбинской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областях введены в эксплуатацию шесть центров, а в Акмолинской и Мангистауской ведется закупка мобильных учебных центров.

Специально оборудованные машины и автобусы со специалистами будут приезжать для обучения людей конкретным профессиям, в основном техническим. Курсы могут быть организованы при местных колледжах и центрах занятости. В одном мобильном центре обучение проходит сразу по пяти квалификациям.

Мақала авторы - Дмитрий Полоз Фотографии: Открытые источники сети Интернет

Тағы да оқитындарыңыз